Не секрет, что Компанию, как и вторую половину, нужно уметь правильно выбирать, причем, руководствуясь не только голым расчетом, но и голосом сердца. Ведь есть важные моменты, связанные с ее ценностями, о которых не пишут в объявлении, на страницах корпоративного сайта, не расскажут на интервью, они могут остаться за кадром и весь «медово-испытательный срок». И именно они могут стать причиной прекращения отношений в самом начале или длительного конфликт на долгие месяцы или даже годы. На что нужно обратить внимание уже на первом интервью, чтобы снизить риск такой ошибки?
Итак, вас пригласили на собеседование и вот вы в офисе, с искренней надеждой на то, что вот она, наконец-то, Компания вашей мечты. Это вполне понятно, так как вы хотите найти работу, процесс ее поиска — не самое лучшее времяпрепровождение, и вы сюда уже пришли, значит, вам интересно.
Но в этом-то, часто, и заключается большая ошибка, так как сейчас ваша главная задача — быть максимально объективным, чтобы адекватно оценить, куда именно вы попали. Я имею в виду не название организации и сектор, который вы искали, а тип компании и корпоративную культуру. Это вам очень пригодиться просто для того, чтобы быстро сориентироваться и принять решение, интересно ли вам предложение. Не секрет, что каждого из нас интересует не только зарплата, но еще и карьера, атмосфера в коллективе, общая ориентация компании, темп ее работы и ценности корпоративной среды, так как все это напрямую влияет на главное — возможность здесь успешно работать и зарабатывать. За время работы в различных структурах у меня появилось представление о типологии Компаний, которая может помочь соискателю составить первое представление:
Рыночная компания — это компания, развивающая свой бизнес в условиях рынка, равных для всех его участников. Ей помогает расти и развиваться исключительно интеллект и амбиции первого лица и его управленческой команды. Ее отличительной особенностью является то, что здесь, абсолютно прагматично, без иллюзий делают только то, что нужно для бизнеса и для его процветания. Самый модный вопрос в такой среде, приветствующий на пороге любую инициативу — это вопрос «зачем?». Чем «рыночней» компания — тем более она ориентирована на результат, и, тем более, здесь ценятся работники, которые способны его создавать, а не рассказывать о том, насколько это невозможно. Здесь не любят и быстро избавляются от стонущих, тревожных, плачущих о своей нелегкой доле, представителей рода человеческого. Тип человека такой организации — это человек-решение, а не человек-проблема. Важную роль в такой компании играет мотивация. Работа с коллективом, лидерство, культура соревнования и внимания к победителям, установочные и развивающие беседы с отстающими — все это здесь не в новинку. Здесь ценятся конструктивный, здравый взгляд на вещи и активная жизненная позиция. Приветствуются новые идеи и предложения. Идет постоянная борьба за оптимизацию всех процессов, чтобы снизить издержки и добиться лучшего качества работы. В воздухе веет большой позитивной битвой за светлое будущее. И все всем коллективом чувствуют плечо рядом идущего, которому всегда готовы помочь, даже вне рамок должностных обязанностей. Здесь нельзя говорить на языке ограничений и «а что мне за это будет». Здесь принято включать голову до того, как принимать решения, но, к сожалению, в зависимости от финансовых возможностей, иногда решения создаются «на коленке» и бывают не так эффективны. В целом, если вам нужен опыт, вы способны, хотите строить карьеру, молоды, активны и полны амбиций, готовы работать сверхурочно и уровень дохода интересует вас во вторую очередь — вам сюда.
Не рыночная компания — обычно создана вне рынка, либо в качестве монополиста в своей нише, либо имеет хорошую государственную поддержку. Создается, обычно, кем-то сидящим очень высоко или далеко и на какой-то хорошей ресурсной теме, например, газ, земля, стройка, электроэнергия, имеет некие эксклюзивные права или постоянные договоренности на неких объектах. Ее отличает то, что здесь все решает не система, а тема и связи, как правило, это семейные компании. Здесь никто ничего не решает, кроме семьи или первых лиц, все остальные обслуживают их волю и являются координаторами вспомогательных процессов. А что еще остается делать в такой среде? Ну, во-первых, это царство потребителей, где, как правило, не встретишь людей с горящими глазами, которые хотят сделать что-то полезное, типичный портрет наемного персонала — «какие претензии к пуговицам?». Это рай для тех, у кого ручка выпадает из рук ровно в 18-00, и кто хочет просто куда-то ежедневно ходить с какими-то своими личными целями, далекими от всеобщего блага. Большую карьеру здесь простые смертные, как правило, не делают, ее делают приближенные к первым лицам, которые, кстати, больше отдыхают, чем работают. Здесь принято играть в модные игрушки, типа дорогих информационных систем, дорогого оборудования, дорогие кофейные аппараты на каждом углу офиса с дорогим же кофе, запах которого вы услышите сразу с порога и т. д. К тому же, поскольку добавленной стоимости и идей от персонала в чистом виде не ждут, персоналу скучно и именно в таки местах вы можете встретить самые выдающиеся клубы по «подковерной» игре и политическим распрям. А как вы хотели, тем не менее, здесь есть чего делить и если выпихнуть этого новенького, который вечно везде сует свой нос, то можно будет пристроить кого-то своего на теплое местечко. Если вы устали от жизни и хотите просто спокойно сидеть и особенно не отсвечивать, при этом, с неплохим компенсационным пакетом — вам сюда!
Однако и в таких культурах могут быть довольно серьезные отличия, в зависимости от финансового положения и уровня развития, попробуем нарисовать их гротескный портрет, разумеется, с преувеличениями и дополнительными красками, чтобы был понятен фокус и стиль:
Бедная компания (Низкомаржинальный сектор/ не большая, начинающая компания, стартап)
Богатая компания (Высокомаржинальный сектор/ богатая крупная компания, компания давно на рынке)
Рыночная компания
Срок жизни, позиция компании на рынке: как правило, не большой срок жизни, либо умирающий сектор, либо высококонкурентный сектор, где компания занимает не первое место. Организация управления: как правило, нет системы, управление ручное, «на коленке». HR: проводящий интервью обычно выглядит просто, жизнерадостно, как правило очень живая молодая девушка, с не очень правильной речью либо акцентом, вас может удивить ее подход к интервью, хотя обиженным вы себя не почувствуете. В офисе: чувствуется высокий темп работы — все быстро ходят, слышен смех, иногда мат, хлопки по поводу чьего-то дня рождения, на стенах плакаты, грамоты или благодарности, во всем чувствуется культура соревнования и достижения. Внешний вид офиса: оставляет желать лучшего, и его месторасположение также. Отношение к вам: персоналу, клиентам может быть не очень аккуратным из-за дисциплины, вас например, могут попросить подождать перед встречей, но в целом, на встрече, вы почувствуете атмосферу принятия и внимание к собственной персоне, люди здесь много значат и на работу принимаются, как в семью.
Срок жизни, позиция компании на рынке: как правило, большой срок жизни, развивающийся сектор, либо сектор, где успешно занята своя ниша, и компания лидирует, часто, это западные компании или компании с западным капиталом. Организация управления: как правило, есть система и описаны процессы, управление довольно эффективно. HR: проводящий интервью выглядит аккуратно, сдержанно, у нее правильная речь, понятные вам вопросы и требования. В офисе: чувствуется порядок во всем, спокойствие и скрупулезность. Офис оформлен аккуратно, без излишеств, во всем деловая атмосфера минимализма. Внешний вид офиса: нет мраморных колонн и золотых парадных лестниц, но все очень прилично, хорошее место, хорошее здание, хороший ремонт, но без излишеств. Отношение к вам: персоналу, клиентам обычно бывает очень аккуратным, дисциплина, скорее всего, будет на высоте, вам расскажут о компании и зададут четкие понятные вопросы. Атмосфера встречи будет деловая и спокойная.
Не рыночная компания
Срок жизни, позиция компании на рынке: как правило, не большой срок жизни. Кто-то лихо и случайно заработал много денег или кому-то их не вполне разумно оставили. С ними не сразу поняли, что нужно делать, поэтому их не на все хватило, или они быстро закончились, и вот результат — нечто похожее на компанию с очень перекошенным корпоративным стилем, отличим которого будет гротеск, сочетание не сочетаемого, и который ни с чем не перепутаешь. Организация управления: как правило, нет даже представления об элементарных базовых правилах ведения бизнеса и управлении. HR: в таких компаниях это обычно сам собственник или какой-то его помощник, выглядеть будет, скорее всего, непредсказуемо и занятно, от человека, отходящего после крепкого застолья, до красотки из журнала. В офисе: чувствуется беспорядок и не чувствуется офиса. Внешний вид офиса: выглядеть может очень по-разному, начиная от недостроенного особняка с продолжающимся ремонтом, заканчивая квартирой. Отношение к вам: персоналу, клиентам может быть не очень аккуратным и даже вызывающим, начинаться со слов: «ну и кто мы такие?», и заканчиваться предложением в середине встречи «а, давай-ка, ты сейчас порулишь группой, за месяц или два, скажем, если выведешь на прибыль, я тебе еще пару отделов передам».
Срок жизни, позиция компании на рынке: как правило, большой срок жизни, либо сектор, есть успешно освоенная тема, часто это крупные ресурсные компании и компании монополисты. Организация управления: как правило, есть система и описаны процессы, сильно развита бюрократия, фокус не на результатах или процессах, а на скрупулезном документировании и регламентах. HR: проводящий с вами интервью выглядит обычно довольно дорого и проводит собеседование в новом костюме из последней коллекции модного кутюрье. Если вы не нравитесь — вы это сразу поймете по выражению его лица. В офисе: чувствуется порядок во всем, спокойствие и отсутствие какой-либо спешки или это бывший, слегка прикрытый глянцем, совок. Офис оформлен дорого, иногда вычурно, вы сразу поймете, что здесь есть деньги, и этого никто не скрывают. Об этом же вам скажет 10-тонный аквариум в приемной с небольшой акулой и морскими звездами, породистые машины на стоянке, а также запах только что сваренного кофе, который предлагают в приличном ассортименте. Внешний вид офиса: что-то в стиле мраморных колонн и золотых парадных лестниц, либо отдельно стоящий собственный особняк, либо офис класса «А», в современном бизнес центре внутри садового кольца. Отношение к вам: будет снисходительным, но вежливым и аккуратным. Вам дадут возможность прикоснуться к прекрасному на эти 30 минут интервью, а затем с легкой грустью в глазах отпустят обратно в свой мир.
Конечно, приведенная здесь информация довольно условна и вовсе не претендует на абсолютную истину, кроме того, бывают и исключения из правил, которые лишний раз его подтверждают. Просто, скорее всего, эта информация поможет вам примерно понять «кто есть кто» на первой же встрече и принять ваше решение, вашей ли мечты такая работа и стоит ли продолжать взаимодействие.
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії. Гу́ру (санскр. गुरू,"гідний") — духовний наставник, учитель.
Слово "Гуру" буквально означає «важлива людина», той, чиї слова цінніші за найшанованіші встановлені і загальноприйняті принципи, і він недиктатор, але порадник.
Гідний, поважний чоловік. Учитель. Наставник. Індійська традиція ставить вчителя на вищий щабель поваги серед людей.
Найбільш шановані вчителі вчителів, родоначальників шкіл, традицій.