Правило №1 - не утомлять
Чтобы удержать внимание публики, артисты, ораторы и учителя тоже переключают каналы. Каналы восприятия. «Посмотрите, а теперь потрогайте, или даже понюхайте (зависит от формата мероприятия)».
При смене канала восприятия внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания - 20 минут. Между прочим, именно поэтому продолжительность школьного урока 45 минут: 2 минуты - поздороваться и навести порядок, 20 минут - провести опрос, 20 минут - объяснить новый материал, 3 минуты - выдать домашнее задание и попрощаться. Итого четыре блока, не более 20 минут каждый.
Но соблюдение регламента - не единственный способ привлечения и удержания внимания.
Правило №2 – вовлекать
Человек, как вы знаете, забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что с ним происходит. Посудите сами, что вы запомните лучше: рассказ о том, как кому-то дали по морде; ситуацию, когда вы были свидетелем, как кому-то дали по морде; или ситуа¬цию, когда вам самому дали по морде? Степень запоминаемости сюжета определяется степенью вашей вовлеченности в него.
Помните, как в детском спектакле Баба-Яга спрашивает у маленьких зрителей: «Куда пошел Иванушка? Туда?», - и детки проходят первый урок публичной лжи и, дружно крича, показывают в противоположную сторону: «Туда!». Баба-Яга, как бы ошибаясь, показывает именно туда, куда он удалился: «Туда?». Дети (уже громче раза в три и с подскакиванием с мест): «Туда-а-а-а!!!». И так несколько раз, пока зрители не вспотеют. Что это?
Отличное использование приема «Вовлечение». Почему-то, когда зрители подрастают, с ними перестают работать по этому принципу. А напрасно.
Профессиональный оратор всегда знает, как вовлечь зал в свое выступление:
- он задает вопросы залу;
- он, как бы ошибаясь, просит его поправить;
- он просит поднять руки тех, кто... имеет научную степень, подписан на деловые издания, занимается спортом... (при этом и сам тоже поднимает руку, показывая пример реагирования, чтобы сработала цепная реакция);
- он просит придвинуться ближе;
- он спрашивает, не отсвечивает ли доска, не следует ли включить свет по ярче и т.п. Таким образом, аудитория вовлекается в принятие решений (а это ей еще и льстит);
- он предлагает совершить простое действие: «Возьмите в руки тезисы моего доклада и откройте на странице 17. Открыли? Разверните и поднимите над головой. Так, вижу. А у Вас что, нет тезисов? Передайте, пожалуйста, коллеге тезисы. Так... начнем...» А дальше произносит свою речь, возможно, никакого отношения к странице 17 не имеющую. И никто ничего не замечает, как у хорошего фокусника.
Если меня не остановить, этому списку не будет конца, многое я просто придумал на ходу. Значит, сможете придумать и вы. Главное - понять принцип.
Кто-то скажет: «Да все это детский сад!». Может быть. Но работает прием безотказно. Забудьте, что люди перед вами уже в солидном возрасте. Они специально так хмурятся, чтобы вы не догадались, что в душе они остались детьми. И как только вы поведете себя с ними, как с детьми, они поведут себя так же искренне и заинтересованно, как те маленькие зрители в театре. Проверьте сами.
Часто, когда аудитория утомлена, а я уже десятый докладчик, говорю (абсолютно без иронии): «Так, дети, смотрим на меня. Вот сюда, в глазки дяде посмотрели. Ручки сложили. Так, и тишина в классе». И действительно, устанавливается тишина, и хотя на лицах появляется шаловливое выражение, далее идет вполне серьезное выступление.
А вызнаете что...
ПОЛИТИКИ «ВПАДАЮТ В ДЕТСТВО»
Стереотипы детства не изживаются с годами. На этом в свое время построили рекламную кампанию Миттерана. На все предвыборные листовки его снимали чуть снизу. Руки его были разведены в стороны, а глаза приветливо смотрели в объектив.
В нашей детской памяти навсегда запечатлелась картинка (когда мы были маленькие, мы смотрели снизу): папа пришел с работы и наклоняется к нам с разведенными руками, чтобы притиснуть к себе, к своей куртке, пахнущей табачным дымом, бензином и одеколоном. Такими щемящими и сладкими запахами детства. Скорей! Прижаться к его колючей щеке. И нам становится спокойно-спокойно, мы почти счастливы: «Папка пришел!».
Именно такую «акварель» нужно было напомнить французам. Не сказать прямо «Голосуй, а то проиграешь!», а сделать так, чтобы они захотели снова ощутить спокойствие и тихую радость, глядя на портрет Миттерана: «Папка пришел!»
Правило №3 - просить о помощи
Есть и более мощный инструмент вовлечения. Манипулятивный. Как вербуют новых агентов разведки, знаете?» ДЛЯ установления сильного эмоционального контакта претенденту предлагают помощь: например, устроить сына в институт, достать лекарство для жены или посидеть с ребенком. Протянуть руку помощи - хороший метод, но гораздо больше привязываются не те, кому помогли, а тот, кто помогал устроить сына в институт, достать лекарство для жены или посидеть с ребенком.
Иногда на тренингах я прошу организаторов не расставлять кресла. Когда же собираются участники, я их приветствую и говорю следующее: «Пожалуйста, ПОМОГИТЕ МНЕ (!) расставить кресла». И сам, имитируя старческую беспомощность, волоку одно из них в круг. Заметьте: не «РАССТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА», а «ПОМОГИТЕ МНЕ». Во второй день тренинга я показываю слушателям, сколько раз они «купились» на манипулятивные приемы тренера по вовлечению, привлечению внимания и перехвату инициативы, и это работает гораздо лучше, чем сами лекции о том, как правильно и т.п.
Какой помощи может просить ведущий? Любой:
■ дать знак, когда истекут 20 минут;
■ закрыть форточку; выключить свет;
■ раздать материалы;
■ позвать опаздывающих; утихомирить соседа.
В этом случае не важно, что помощь оказывает один человек. Аудитория ощущает себя единым организмом (что так и есть на самом деле) и воспринимает это, как «мы помогли».
Правило №4 - долой монотонность!
Предел мечтаний любого, проводящего публичную акцию, - непроизвольное внимание, когда люди не замечают ничего, кроме происходящего на сцене. Подобный эффект возникает, когда на слушателей действуют контрастные раздражители. Выступающий говорил тихо, потом почти выкрикнул несколько фраз и затем практически перешел на шепот. Он ходил по сцене, затем на время остановился. Сделал паузу. Снова заговорил - медленно, потом быстро и снова медленно. Подошел ближе - отошел.
На самом деле, думаю, с этими приемами знаком каждый. Все мы учились в вузах и хорошо помним, что лучший способ усыпить даже такую не склонную в дневному сну аудиторию, как студенческая, - говорить, не меняя темпа, громкости и высоты тона. Ходить, не меняя скорости движения и амплитуды. И вот уже студентам неудержимо хочется спать...спать...спать... Если наша публичная акция - не сеанс массового гипноза, все, что нам нужно сделать, - вести себя с точностью до наоборот.
* * *
Ну вот, кажется, я рассказал все. Закрываю файл, сажусь за руль. Послушаю-ка радио. FM, десятка два станций. Выбираю волну наугад- неинтересно. Переключаю-реклама, слышал все это я уже. Переключаю - воровская романтика. Не мой жанр, но слушаю. Недолго. Еще канал. И по кругу...
Добрые советы
■ Не заостряйте внимания на отвлекающих факторах, на которые вы не имеете влияния. Вовлекая в принятие решения о том, будет ли гореть лампа или ограничиться естественным освещением, сделать перерыв позднее или теперь, помните, что вероятна ситуация, при которой вы не сможете реализовать принятое аудиторией решение. Ведь как бы ни мешал звук ремонта асфальтового покрытия, вы не сможете остановить его.
■ Не выносите на обсуждение зала и вопрос о регламенте. Мнения, скорее всего, разделятся, и вы будете вынуждены игнорировать пожелания части зала, а это пахнет конфронтацией. Если вы считаете, что аудитория слишком утомлена, необходим перерыв раньше объявленного времени, примите это решение сами, без голосования.
■ Используя прием «вовлечение», следуйте принципу «крещендо». От аудитории поначалу надо требовать простых действий, лишь со временем переходя к сложным, а не наоборот. Потребуете сразу развернутого ответа - не удивляйтесь, если в зале повиснет пауза. Гораздо результативнее вовлечение работает, когда лектор задает вопросы простые, реакцией на которые может стать просто кивок головы: «Понятно?», «Так ведь?», «Согласны?», «Продолжим?» Постепенно наращиваем интерактивность, и к финалу мы уже вполне обоснованно можем ожидать активного соучастия аудитории.
■ Стоя на сцене, вообразите себя телевизором, пульты от которого - в руках участников акции. Почувствуйте, когда им захочется переключить канал. Изменяйтесь и изменяйте ход происходящего в этот момент, не дожидаясь, когда они нажмут кнопку «off». Удерживайте внимание, чтобы участники акции забыли обо всем, забыли о ходе времени и о том, где они находятся.