УСПІХ В ОБРАНІЙ ПРОФЕСІЇ
від Приватної Біржі праці Рівного

Середа, 27.11.2024, 13:14 Раді Вам Гость | RSS

Контакти: (098) 052-61-81, вул. Л. Лісовської, 5, Рівне
Графік роботи: Пн-Пт 09:00-18:00, Сб, Нд - вихідні

Головна | Каталог статей | Реєстрація | Вход
Пошукачу

Спеціалісту

Бухгалтеру

Менеджеру

Торговому представнику

Продавцю

РЕКЛАМА



ПриватБанк

Кількість матеріалів
КОММЕНТАРИИ: 6
ФОРУМ: 62/101
БЛОГ: 15
НОВОСТИ: 23
РЕЗЮМЕ: 23
СТАТЬИ: 448
ТЕСТЫ: 28

Статистика

Реклама
Работа в Киеве и поиск резюме на JOB.ukr.net

Superjob: пошук роботи


Главная » Статьи » Спеціалістам » Живемо та спілкуємось на роботі

Переработки — наша новая реальность?
Регулярные задержки после 18:00, работа в выходные… Для многих сотрудников такой авральный график давно стал нормой. При этом компании заявляют, что переработок у них нет, но на собеседованиях все чаще можно услышать про ненормированный рабочий день. А платить за сверхурочные часы работодатели не торопятся… Кто и как сегодня работает, и что за это получает?

Кому не приходилось задерживаться в офисе после работы, чтобы доделать срочную задачу? Думаю, хоть раз в жизни, но такая вещь происходила с каждым менеджером. Сложный период, большой проект, сжатые сроки или просто много текущих задач — аврал одним словом. Бывает. Но в последние годы подобные ситуации перестали быть редкими неприятностями и стали нормой жизни в большинстве компаний.

В кризис многие работодатели сокращали персонал, но задачи в подавляющем большинстве случаев оставались и передавались в нагрузку оставшимся сотрудникам. Кроме того, в тот же кризис компании почувствовали свою силу на рынке труда и расширили должностные инструкции, поставив кандидатов перед фактом: либо вы согласны выполнять увеличенный объем работы, либо мы берем другого. По сути дела выбора ни у сотрудников, ни у кандидатов не оставалось. Рынок до сих пор не восстановился полностью, и найти хорошую позицию в хорошей компании нелегко, чем работодатели и пользуются.

В настоящее время переработки на работе никого не удивляют. Более того, это становиться нормой. И если сотрудник уходит ровно в 18:00, то это скорее нонсенс, и тут же у работодателей формируются к нему претензия. Поэтому сотрудник, стараясь сохранить за собой место, вынужден задерживаться на работе. Еще одной из наиболее распространенных причин задержек на работе является бонусная система оплаты. Сотрудник получает бонус только после выполнения определенного объема работ, сколько это займет времени, работодателя это мало волнует, главное — выполненный заказ. Если сотрудник не успевает сделать в рабочее время, то будьте добры задержаться.

При этом, однако, работодатели не забывают сохранять лицо и формировать свой позитивный образ: топ-менеджеры бодро заявляют — «в нашей компании нет переработок», «мы следим за тем, чтобы все сотрудники вовремя покидали свое рабочее место»… Но при этом кандидаты все чаще стали слышать на собеседованиях фразы типа «иногда вам придется задержаться», «у нас бывает ненормированным рабочий день» и пр. И это прямое указание на будущие систематические переработки, предупреждают рекрутеры и действующие сотрудники компаний. Они становятся неотъемлемой частью вашей работы, нормированный трудовой день становится редкостью.

Немного статистики. По данным исследовательского центра «Империя кадров», около 24% респондентов утверждают, что остаются дольше на работе практически каждый день, 16% задерживаются в среднем 2–3 раза в неделю, 4% перерабатывают 1 раз в неделю. Но кстати, переработки — это не только отечественная реальность, и в нашей стране цифры пока не катастрофические. Для сравнения — компания Regus провела исследование, сообщает Euromag, чтобы выяснить, в каких странах люди чаще и дольше задерживаются на работе. В нем приняло участие 12 тыс. компаний, находящихся на территории более 60 стран. Итог: почти каждый второй француз (56% трудоспособного населения) проводит в офисе более девяти часов. В других странах доля тех, кто задерживается на работе, составляет в среднем 48%. 46% англичан и американцев работают более девяти часов в день. В Китае доля таких сотрудников составляет 32%, в Японии — 47%, в Германии — 59%.

А специалисты каких профессий перерабатывают больше всех и чаще всех? В банках (отдел бухгалтерии, кстати, в отчетные периоды задерживается не только в банках, а и в любой другой компании) переработки касаются бухгалтерии, налогообложения, бэк-офиса. Сотрудникам приходится задерживаться на работе, к примеру, перед сдачей квартального, годового отчета из-за большого объема работы. Все, кто занимается маркетинговыми коммуникациями, знают, что рабочий день не всегда нормирован абсолютно по объективным причинам. Сложно закончить празднование корпоративного Нового года в 19:00, верно?

Бухгалтеров можно отнести к представителям профессий, вынужденных регулярно задерживаться на работе. Эта необходимость связана с квартальной и годовой отчетностью. Но все же не существует четкого мнения, какие профессии самые распространенные для задержек на работе. Скорее можно сказать, где их меньше. Меньше всего они встречаются на производстве, так как там существует четкий посменный график работы. Если сотрудник не успеет сдать смену, то не успеет на развоз. Так же меньше таких переработок встречаются в компаниях, где существуют профсоюзы. Профсоюзы очень внимательно следят за этим и стараются пресекать такие моменты.

Причина переработок в большинстве случаев весьма банальна — отсутствие налаженных процессов в компании. Конечно, есть и реальные авралы, когда работа сваливается неожиданно, но это все-таки бывает нечасто. Куда чаще необходимость работать сверхурочно возникает из-за того, что в компании вовремя не предоставляются документы и данные, нет четкого распределения обязанностей между сотрудниками или департаментами, нет строгой очередности решения задач, а главенствует принцип «бросаем все, срочно делаем это»… Когда руководитель не может грамотно поставить задачу сотруднику, или не может правильно делегировать полномочия. Безусловно, существует также определенное количество начальников-трудоголиков, для которых работа 15 часов в сутки норма, поэтому они и подчиненных заставляют работать в таком же режиме. Отсутствие тайм-менеджмента и неумение распределять задачи свойственно не только руководителям, но и большинству сотрудников, и в результате проблема растет как снежный ком.

Идут ли переработки компании на пользу? В долгосрочной перспективе скорее нет, чем да. Люди не роботы и постоянно работать в условиях сверхнагрузки не могут — производительность труда падает, человек выдыхается и увольняется. К тому же при переработках возрастает число ошибок. Американские ученые выяснили, что процент ошибок к концу восьмичасового рабочего дня в среднем вырастает на 10%, а вот к концу десятичасового рабочего дня он вырастает на все 28%.

Но в случае с переработками есть один тонкий момент. Сотрудники не всегда являются невинными жертвами компаний. Иногда бывает и наоборот. Менеджеры сами, сознательно идут на увеличение нагрузки, на переработки — ради карьеры, ради имиджа ответственного и ценного сотрудника. Работодатель этого не требует ни в явной, ни в скрытой форме. Также порой на переработки идут и ради похвалы руководителя, чтобы показать, что для босса они готовы нести любые лишения. Это такой вид подхалимства. Причем стоит отметить, что в этих случаях далеко не всегда сверхурочная работа такой является, бывает, что это чистое притворство, и на самом деле работнику вовсе не зачем засиживаться допоздна, выходить в выходные, часто факт загруженности подчеркивается и в личных беседах, так как бы между прочим… Проверяется это достаточно легко — нужно просто посмотреть на объем задач, выполняемых сотрудником, тогда липовые сверхурочники станут явными. Но в реальности лишь небольшая часть начальников проводит подобные аудиты.

Однако нужно заметить, что некоторые руководители очень любят авралы и тесно связанные с ними переработки. Потому что только в таких экстремальных условиях, на их взгляд, и можно понять, чего стоят сотрудники: насколько они профессиональны, лояльны, для чего они в конечном итоге приходят каждое утро в офис — работать или просто протирать штаны на стуле перед монитором. В неформальной беседе один из руководителей среднего звена из достаточно крупной компании честно и откровенно признался, что периодически устраивает подчиненным срочные проекты. Как проверку мотивации. Да, возможно, это не совсем этично и законно, зато быстро и надежно, а этика в бизнесе вообще дело последнее, главное — результат. А стресс и нагрузка — один из лучших способов узнать человека, посмотреть, как он принимает решения, какие делает ошибки и как за них отвечает, как работает в команде, редкая возможность оценить личные и человеческие качества. При рутинном течении дел все сотрудники, как правило, приятно никакие, а вот в стрессе все показывают истинное лицо.

Но как бы не нагружали компании своих сотрудников, платить за сверхурочную работу они не стремятся. На самом деле большинство переработок, на которые жалуются менеджеры — скрытые, задержки сотрудника после официального окончания рабочего дня по Трудовому кодексу переработками не считаются и, значит, дополнительно не оплачивается. Согласно ТК, сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени. Что касается коммерческих структур, то тут действует правило — если ты что-то не успел сделать, значит, не умеешь планировать свое рабочее время. Виноват сам. Бывают исключения. Например, на стадии start-up или когда внезапно возникает какой-то глобальный проект, который нужно реализовать в кратчайшие сроки, порой совещания заканчиваются далеко за полночь. В таких случаях, руководители просто премируют своих сотрудников.

Кстати, по ТК переработки возможны только с письменного согласия работника. Но в реальности сотрудники сами подписывают приказы, четко понимая, что в случае отказа их могут уволить. Большинство менеджеров не готово идти на конфликт с руководством потому, что это требует большого количества сил и нервов, а также может испортить репутацию самого работника на рынке. Восстановиться после несправедливого увольнения можно, но можно ли потом работать в этой компании? И как на тебя будут смотреть потом менеджеры по персоналу? Компании предпочитают не брать в штат менеджеров, имеющих за плечами опыт юридических споров с работодателем.

Существуют и другие способы уклониться от оплаты переработок. Самый простой — это заключить с работником трудовой договор, в котором будет прописано, что у него ненормированный рабочий день, то есть платит компания за результат. Да, сотруднику в этом случае полагаются дополнительные дни отпуска, но это обойдется компании значительно дешевле, чем выплата установленных законом компенсаций за сверхурочную работу. Еще один простой способ уклонения от уплаты положенных средств за переработки — это договор с работником. Многие менеджеры не знают ТК, и работодатели этим пользуются. Например, за работу в выходной день или праздник сотруднику будет предложен отгул в любой день недели по его выбору. На первый взгляд, обмен равноценный — день за день, поэтому многие работники соглашаются. Зря. Часы работы в выходные дни оплачиваются по более высокой ставке, чем в обычные. Так что компании договор выгоден, а вот сотруднику не очень. И это не весь перечень уловок, имеющихся в распоряжении компаний.

Если менеджеры не согласны работать больше, путь у них только один — искать другое место. Работодатели уверены, что обязательно найдут и чаще всего действительно находят сотрудника, согласного на переработки. Другая ситуация, когда ранее задержек на работе не было. Предположим, вышел новый руководитель или выиграли тендер с большим объемом работы. Те сотрудники, которые не соглашаются на новый график, чаще всего увольняются.

Александра Сычева
По материалам «E-xecutive»

Источник: HR-Лига
Категория: Живемо та спілкуємось на роботі | Добавил: GURU (16.03.2012)
Просмотров: 726 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0


Завжди раді Вам допомогти:

(098) 052-61-81 - спеціалісти з працевлаштування ПБПР

Натисніть для переходу


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Керівнику

Менеджеру по персоналу

Офіс-менеджеру

ГУРУ
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Гу́ру (санскр. गुरू,"гідний") — духовний наставник, учитель.
Слово "Гуру" буквально означає «важлива людина», той, чиї слова цінніші за найшанованіші встановлені і загальноприйняті принципи, і він недиктатор, але порадник.
Гідний, поважний чоловік. Учитель. Наставник. Індійська традиція ставить вчителя на вищий щабель поваги серед людей.
Найбільш шановані вчителі вчителів, родоначальників шкіл, традицій.

Погода Рівне


Все права защищены. ГУРУ, Агентство найма © 2024