Руководитель и менеджер — две стороны одной медали
Как бы многим ни хотелось думать иначе, но слова «руководитель» и «менеджер» — не синонимы. Да, у них есть общее, но, по сути дела, это две своеобразные стадии зрелости в понимании и овладении сутью и смыслом руководства. Одного можно сравнить с императором, другого — с надсмотрщиком. А чем еще руководитель отличается от менеджера?
«Катящиеся камни никогда не покроются мхом»
Чем знаток и мастер отличается от простого любителя? Тем, что у него значительно богаче и разнообразнее палитра красок и набор инструментов, с помощью которых он рисует картины своего внутреннего и окружающего миров. Гурман различает мельчайшие нюансы предвкушения, вкуса, послевкусия. Он смакует каждый оттенок аромата (вспомните роман «Парфюмер» П. Зюскинда). Чтобы достичь совершенства нужно много работать и не уставать развивать свои творческие способности.
Обычно мы просто применяем в своей реальной практической деятельности те знания о менеджменте и руководстве, которые почерпнули из книжек, обучения, собственного опыта. Забот, задач, амбиций и проектов обычно так много, что мы мчимся, не переставая, в надежде покорить очередную призрачную вершину. Не успевая оглянуться назад и не пытаясь по-настоящему смело и решительно посмотреть вперед. Давайте попробуем хотя бы мысленно остановиться и провести эксперимент рефлексии, чтобы посмотреть на свою деятельность со стороны, понаблюдать за ней из внешней позиции.
Наука управления людьми дает базовый набор понятий, методик, способов и инструментов для выполнения функций начальника. Дополнительно были придуманы роли, игра в которые позволяет сделать процесс управления людьми более естественным. Далее я ограничусь только двумя, наиболее характерными ролями: менеджер и руководитель. В принципе обе они придуманы для организации, руководства и управления. Для выполнения самой работы, прежде всего, не лично самим, а с помощью голов и рук других людей — так называемых подчиненных. На мой взгляд, это две своеобразные стадии зрелостив понимании и овладении сути и смысла руководства. Говоря предельно жестко, о самых пограничных случаях, по моему мнению, (если обратиться к исторической ретроспективе), менеджер — это надсмотрщик над рабами, а олицетворением руководителя является император в древнем Китае. Задача надсмотрщика — заставить раба физически работать, не допустить порчи инструмента. При правлении древних императоров их авторитет был настолько велик, что все делалось «словно само собой», а среди людей царила справедливость, согласие, доверие и уважение к существующему порядку вещей. Лао-цзы так писал о стилях управления:
Среди правителей наилучший тот, Чье существование люди едва замечают; Не столь хорош тот, кого они слушаются и превозносят; Хуже всех правитель, которого презирают. «Люди не уважают того, Кто не уважает людей». Мудрый правитель, добившись своей цели, Не славит свои труды, И люди скажут: «Мы сделали это сами».
Другой важный ракурс при исследовании управления — это лидерство. В данной статье мы на лидерстве отдельно не фокусируемся, а более подробно исследуем нюансы ролей «чистого» исполнителя чужой воли и «чистого» творца развития социума.
Если обратиться к словарям, то можно узнать, что:
Менеджер (от англ. manage — управлять) — специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. Менеджеры обычно разделяются на три страты: старшие, средние и низшие, что указывает на широкое социальное и экономическое неравенство в пределах данной категории. Высшие эшелоны включают высокооплачиваемых исполнительных директоров многонациональных корпораций, в то время как низшие — диспетчеров, получающих чуть больше рабочих ручного труда, рядом с которыми они работают и которых контролируют.
Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это работники, занимающие должности руководителей и заместителей руководителей самостоятельных предприятий, учреждений, организаций и колхозов, структурных единиц, подразделений; главные специалисты, мастера, прорабы.
В реальной жизни мы обычно имеем некую комбинацию из этих двух ролей. Понимание их отличий и умелое применение в каждой конкретной ситуации дает возможность реализации наиболее эффективного и гармоничного сплава науки и искусства управления людьми. Далее, для лучшего понимания специфики ролей менеджера и руководителя в современных условиях, умения их осознанно применять в конкретной ситуации, даны два списка. Первый показывает, в чем разница между менеджером и руководителем. Второй — описывает специфические компетенции, характерные и необходимые именно руководителю.
Чем руководитель отличается от менеджера
Менеджер — администратор, руководитель — инноватор.
Менеджер поручает, руководитель — вдохновляет.
Менеджер работает по целям других, руководитель работает по своим целям.
У менеджера основа действия — план, у руководителя — виденье.
Менеджер полагается на систему, руководитель полагается на людей.
Менеджер использует доводы, факты, руководитель использует эмоции.
Менеджер поддерживает движение. Руководитель дает импульс движению.
Менеджер — профессионал. Руководитель — энтузиаст.
Менеджер работает за зарплату, а руководитель — за идею.
Менеджер принимает решения. Руководитель превращает решения в реальность.
Менеджер делает дело правильно. Руководитель делает правильное дело.
Хорошего менеджера уважают. Хорошего руководителя обожают.
Руководитель — лидер, а менеджер — исполнитель.
Руководитель думает, прежде всего, над стратегией, менеджер — над тактикой.
Руководитель подбирает и вдохновляет команду, менеджер — мотивирует и стимулирует подчиненных.
Руководитель помнит о мелочах и повседневной рутине, но по-настоящему его заботит будущее и неизвестное.
Руководитель задает ориентиры, мечтает, творит, придумывает, доверяет. Менеджер организует, отчитывается, контролирует, достигает заданных показателей.
Руководитель делает в первую очередь то уникальное, что никто кроме него в организации не может. Остальное он делегирует. Менеджер действует примерно также. Но его «уникальное» качественно другого рода.
Нужны и те и другие. Они органично дополняют друг друга.
Что должен уметь делать руководитель
Быть лидером.
Нести ответственность.
Вдохновлять других на профессиональное и творческое выполнение служебных обязанностей.
Находить, ставить цели и достигать их.
Признавать свои ошибки.
Прощать и требовать, требовать и прощать.
Организовывать, руководить и управлять (планировать, исполнять, мотивировать, контролировать).
Переводить конфликты в конструктивное русло.
Показывать личный пример в служении делу.
Думать глобально, действовать локально.
Изменяться с изменениями (чувствовать наступление перемен).
Действовать и принимать правильные решения в условиях цейтнота, неопределенности и хаоса.
Уважать различные точки зрения.
Делегировать полномочия без потери качества результата.
Принимать решения и добиваться их исполнения.
Отменять свои решения, если ситуация изменилась не так, как планировалось.
Быть гибким и принципиальным одновременно.
Доверять и уважать начальников, коллег, подчиненных.
Находить и нести новые смыслы в мир.
Саморелиазоваться самому и давать саморелиазоваться другим.
Уметь «выпрыгивать» из текучки, повседневности, рутины.
Уметь одновременно занимать противоположные точки зрения и находить выходы из безвыходной ситуации.
Учить других и учиться самому.
Проектировать и строить будущее.
Черпать мировую космическую энергию и трансформировать ее в добрые дела.
Дарить людям радость.
И многое, многое другое…
В заключение хочется пожелать всем нам не уставать работать над дальнейшим совершенствованием собственного личного мастерства и открытия новых смыслов, красок и горизонтов в менеджменте и руководстве. Делать это весело, с творческим задором и огоньком! Тем более, что в современном мире отношения начальник — подчиненный носят в определенной степени условный характер. Каждый человек по-своему уникален, знает и умеет делать что-то лучше всех в мире. Поэтому отношения лучше учиться выстраивать на принципах партнерства равных коллег. Но это уже другая история…
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії. Гу́ру (санскр. गुरू,"гідний") — духовний наставник, учитель.
Слово "Гуру" буквально означає «важлива людина», той, чиї слова цінніші за найшанованіші встановлені і загальноприйняті принципи, і він недиктатор, але порадник.
Гідний, поважний чоловік. Учитель. Наставник. Індійська традиція ставить вчителя на вищий щабель поваги серед людей.
Найбільш шановані вчителі вчителів, родоначальників шкіл, традицій.