Давайте жить дружно! или «Впечатлительные» сотрудники
Известное высказывание, что «хороший человек — не профессия» в полной мере относится к сотрудникам, которых можно включить в категорию «впечатлительных». Как повысить эффективность работы излишне скромных и нерешительных работников?
Рекламистам, пожалуй, как никому другому, хорошо известно, как круто может измениться вектор сотрудничества с клиентом и как многое зависит от умения в ходе переговоров направить его в нужное русло. Неверная тактика — и выгодный контракт вмиг может превратиться в обузу. Именно так и произошло с одним небольшим рекламным агентством.
Сотрудничество с крупной производственной компанией сулило хорошие прибыли, поэтому все силы были брошены на выгодного клиента. Представители фирмы-заказчика скрупулезно изучали потенциал и возможности агентства, при этом постоянно напоминая о своей значимости и важности. Когда дело дошло до подписания договора, руководитель РА заболел, и на переговоры отправилась его жена, занимавшая в компании должность зама и отвечающая за дизайн.
Но ей, натуре творческой, мягкой и скромной, было очень трудно противостоять зубастым и уверенным бизнесменам. И когда процесс переговоров завершился, стало ясно, что договор подписан на очень невыгодных для рекламистов условиях. В результате, с горем пополам, проект был выполнен. Но затраченные время и усилия совершенно не соответствовали полученной прибыли.
Бежать от гнева
Как добродушный кот Леопольд, такие сотрудники стараются всем угодить и больше всего переживают, когда чувствуют неодобрительное отношение к себе. Чувствительные и впечатлительные, они не могут находиться в стрессовых или конфликтных ситуациях, не выносят необходимости соревноваться, а тем более конкурировать с коллегами.
«У нас одно время товароведом работала девушка, которая всегда хорошо справлялась с обязанностями. Но однажды обнаружилась значительная недостача, которая могла возникнуть по ее вине. Когда начали разбираться, она повела себя очень неоднозначно, вначале казалась очень испуганной, плакала, допускала ошибки, затем уволилась. Выяснилось, что она была совершенно непричастна к этому эпизоду, и мне жаль, что мы потеряли хорошего сотрудника», — рассказала Виктория Б., директор по персоналу.
Такие люди стараются быть «хорошими» для всех окружающих, а когда это по каким-то причинам невозможно — пытаются любой ценой избежать неприятного разговора или конфликтной ситуации. К тому же «впечатлительные» настолько боятся быть отвергнутыми, что могут «из вежливости» соглашаться с чужим мнением, даже если считают, что человек не прав.
Для более тонкого анализа личностных особенностей специалисты выделяют три вида акцентуаций, которые можно объединить в тип, который мы условно назвали «впечатлительными»:
Для астено-невротических личностей в большей степени характерны утомляемость и неуверенность в себе.
Люди с сенситивным типом акцентуации характеризуются чувством собственной неполноценности и застенчивостью, но при этом альтруистичны и заботливы.
А психастеники в большей степени склонны к самоанализу и рефлексии, но очень мнительны.
Однако в целом всех их характеризует повышенная чувствительность к взаимоотношениям с коллегами, а также такие ценные качества, как аккуратность, дисциплинированность, ответственность, неконфликтность. Но в противовес достоинствам у этого типа сотрудников обнаруживаются такие недостатки, как нерешительность и мнительность.
Возможно, именно поэтому почти две трети руководителей и специалистов по персоналу не хотели бы видеть таких сотрудников в своей компании. Ведь черты их характера контрастируют с общепринятыми требованиями, почему-то выдвигаемыми к большинству соискателей независимо от должностей, об обязательном наличии лидерских качеств и напористости.
И надо сказать, что это — ошибочная позиция.
Где у него кнопка
Сенситивные и психастенические личности привносят в коллектив атмосферу альтруизма, поддержки и взаимопомощи и создают фон того, что называется «благоприятным психологическим климатом». Если такие люди начинают массово покидать компанию — это первый признак неблагополучия во взаимоотношениях между сотрудниками.
Среди причин, по которым сотрудники с психастенической и сенситивной акцентуациями покидают работу, на первом месте значится директивное или непоследовательное управление (особенно если речь идет о непосредственном начальнике).
Однако если такие сотрудники продолжают работать под руководством таких начальников, рано или поздно они впадают в депрессию либо «невротизируются», что проявляется в апатии или усилении тревожности, мнительности и склонности по много раз проверять или перепроверять свою работу.
Но в некоторых случаях при необходимости защищать других и особенно в ситуациях, когда попираются их моральные ценности, такие люди могут проявлять поистине лидерские качества. А когда обидчики наказаны, они снова уходят в тень.
Иногда порядочность и старательность таких сотрудников оценивается высшим руководством, и они назначаются на должности линейных руководителей. Из них получаются хорошие и благожелательные наставники, которые позволяют «расцвести талантам», но они часто отказываются от ответственности, позволяя принимать решения и улаживать конфликты своим помощникам или замам.
Еще одной характерной чертой таких руководителей является то, что их нерешительность усиливается, когда дело касается маловажных, несущественных проблем. А по серьезным и важным вопросам они принимают скоропалительные и опрометчивые решения. Поэтому «впечатлительные» люди могут быть хороши во главе творческих лабораторий, но не на переднем фланге бизнеса.
В отличие от других типов акцентуантов, впечатлительные сотрудники очень чувствительны к критике, которая может надолго выбить их из колеи. Для того чтобы такой сотрудник стал работать усерднее, достаточно очень мягко указать ему на ошибки. Единственное, чего от него требовать бесполезно, — это быть решительным и уверенным.
На своем месте
В тех сферах, где требуется доброжелательное отношение к клиентам и сотрудникам, люди сенситивного и психастенического склада могут быть незаменимы.
«Когда речь идет о подборе гостиничного персонала, мы стараемся ориентироваться именно на такой тип личности. Они заботливы, благожелательны, исполнительны и благодаря этим качествам становятся незаменимыми работниками в сфере обслуживания», — рассказывает Оксана П., HR-консультант рекрутингового агентства.
Аналогичного мнения придерживается и Наталья У., директор салона красоты:
«Излишне амбициозные и норовистые парикмахеры или маникюрши часто становятся причиной недоразумений с клиентами. В то время как мягкие, неконфликтные и покладистые очень располагают к себе и с ними таких проблем не возникает».
Кроме того, такие сотрудники хорошо проявляют себя как специалисты бек-офиса, в качестве диспетчеров, операционистов, секретарей — то есть именно там, где нет сверхвысокой степени ответственности.
Ну а самое главное и практически единственное, что требуется от руководителей, чтобы добиться хороших результатов, — поддерживающее, приободряющее и доброжелательное отношение, которое становится основным мотиватором, позволяющим таким сотрудникам проявить свои лучшие качества.
Выбор сотрудника
Чтобы еще на этапе собеседования определить, относится ли кандидат к впечатлительному психотипу, можно использовать следующие методы.
Наблюдение на собеседовании: такие люди ведут себя скромно, одеваются неброско. Они часто извиняются, спрашивают разрешения войти, сесть на стул. Говорят они обычно негромко. И даже будучи высококвалифицированными специалистами, не умеют преподнести себя.
Проективные тесты: при выполнении теста цветовых выборов Люшера на первое место ставят синие, серые, желтые цвета и их сочетания. Их рисункам характерны тонкие, несколько неуверенные, множественные линии со слабым нажимом.
Пере- или недо-?
Должности, где нужно уметь отстаивать свои позиции — не для «впечатлительных» сотрудников. Также им трудно даются публичные выступления, так как они не любят и побаиваются повышенного внимания к своей персоне. Однако в большинстве случаев такие сотрудники не стремятся претендовать на те должности, которые им не по плечу. Они склонны скорее недооценивать, чем переоценивать свои силы.
Бессмысленно также поручать им принятие ответственных решений — ведь характерная для них мнительность может сыграть плохую службу, поэтому, как правило, психастеники не становятся начальниками.
Мнения
Найти хороших исполнителей порой так же непросто, как и тех, кто обладает лидерскими качествами. Для нормальной работы организации одинаково нужны и те, и другие. Наверное, как и у всех у сенситивных сотрудников, недостатки являются продолжением их достоинств. И на одной чаше весов оказываются честность и порядочность, на другой — нерешительность и чувствительность к тому, что скажут другие. Но если такой человек — хороший профессионал, его достоинства могут значительно перевешивать его недостатки, и он может представлять большую ценность для организации, даже если амбиции такого сотрудника направлены на профессиональный, а не карьерный рост.
Из психастеников зачастую получаются хорошие добросовестные исполнители. Очень часто таких подчиненных называют «на твердую четверку». От них сложно ожидать рекордов и прорывов, однако стабильные предсказуемые результаты будут всегда. Практически все опрошенные нами менеджеры по персоналу признаются, что у них в штате есть психастеники. Особенно когда речь идет о специалистах, работающих с документами, цифрами. Пунктуальность, склонность перепроверять свою работу, умение работать в команде являются их сильными сторонами. Качествами же, которые осложняют жизнь психастенику и его работодателю, являются сложности с принятием самостоятельного решения. Также кадровики посетовали, что именно психастеники постоянно берут больничные даже при насморке, так как слишком трепетно относятся к своему здоровью и самочувствию.
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії. Гу́ру (санскр. गुरू,"гідний") — духовний наставник, учитель.
Слово "Гуру" буквально означає «важлива людина», той, чиї слова цінніші за найшанованіші встановлені і загальноприйняті принципи, і він недиктатор, але порадник.
Гідний, поважний чоловік. Учитель. Наставник. Індійська традиція ставить вчителя на вищий щабель поваги серед людей.
Найбільш шановані вчителі вчителів, родоначальників шкіл, традицій.