Принято считать, что безопасность предприятия - компетенция соответствующей одноимённой службы. Наши HR-ы обычно не располагают в этой интригующей области даже элементарными представлениями, а вопрос о взаимодействии с «секьюрити» возникает разве что при необходимости специальной проверки нанимаемых сотрудников. И нередко имеют место скорее конфликты и недоверие, чем сотрудничество и взаимопонимание.
Главная идея этой статьи: хищения и другие злоупотребления персонала можно поставить под контроль и минимизировать ущерб. И HR – менеджмент может и должен играть важную роль в решении этих задач. Однако у всего процесса должен быть единый «хозяин», и это, без сомнений, - первое лицо фирмы.
Все приведённые в статье случаи – личные наблюдения автора, или получены им из достоверных источников. Совпадения с событиями из опыта читателя вполне возможны в силу, увы, их типичности.
Три корня зла
Персонал наносит компании ущерб по трём причинам: по недомыслию, по злобе, корысти ради, а также коктейля из всего перечисленного в произвольной пропорции.
Угрозы по недомыслию – наиболее «невинны», поскольку являются следствием не злого умысла, а простой некомпетентности. Даже полностью лояльный компании сотрудник может совершить грубые ошибки, чреватые для фирмы потерями. Виновными в такой ситуации можно считать двоих: самого незадачливого сотрудника и его непосредственного руководителя. Причём последнего – в большей степени, так как именно он должен был научить, проследить, поправить… Линейные менеджеры являются щитом, призванным охранять предприятие от ошибок подчинённых.
По злобе – это значит из мести. Цель - нанесение работодателю вреда, не дающего сотруднику личной выгоды кроме приятного злорадства. Саботаж из мести часто бывает следствием такого психологического явления, как распространение неприязни к человеку (например, к своему руководителю) на всю компанию. Рабочий может сломать станок, чтобы навредить мастеру, при этом ущерб будет нанесён предприятию.
Здесь вспоминается гашековский персонаж, который, мстя хозяину – аптекарю за низкую зарплату, тайком испражнялся в заготовленное сырьё. Кому он вредил, хозяину или покупателям?
Понятно, что подобные действия может совершать либо психопат, либо вконец озлобленный человек, который вряд ли собирается работать дальше в данной организации. Для первых следует ставить соответствующие фильтры при приёме на работу. Вторых должна своевременно выявлять служба управления персоналом, в задачи которой входит отслеживание морально-психологического климата в подразделениях.
Бывает, что у работника, увольняемого компанией, возникает желание навредить на прощанье, «хлопнуть дверью». На такие случаи должен быть разработан регламент увольнения с участием непосредственного руководителя работника, службы безопасности и HR – департамента. Здесь играет роль множество факторов: начиная от того, как сообщить об увольнении (ведь можно сделать это без обид, существует даже специальный тренинг), и кончая организационными и правовыми вопросами.
В целом саботаж – не такое уж частое явление. Надо просто знать, что он возможен, и реагировать при проявлении тревожных симптомов.
Наконец, корысти ради – самый распространённый и зловредный вариант. Рассмотрим его отдельно.
Кто и как ворует?
Мелкие разовые хищения («бес попутал»). Люди иногда совершают мелкие кражи, не объясняемые рациональными причинами и не приносящие особой выгоды. В большинстве случаев они происходят без предварительной подготовки: человек просто хватает то, что «плохо лежит», будучи уверен в безнаказанности. Например, поехав в командировку, я могу списать энную сумму на «представительские расходы», благополучно положив её в карман: а как проверят?
Мелкие хищения вряд ли могут нанести заметный ущерб предприятию. Их опасность в другом: развращении персонала и создании чувства бесконтрольности, которое приводит и к более серьёзным последствиям.
Воровство как источник дохода
К нему бывают склонны работники, имеющие прямой доступ к товарно-материальным ценностям, при условии, что канал «утечки» трудно проследить. Грузчики, кассиры, охрана…
В крупном универсаме кассирша договорилась со своей родственницей и «не замечала», когда та провозила из зала мимо её кассы в тележке дорогие товары. Недостачи обнаруживались, но непосредственного «автора» поймать долго не удавалось. Наказывали заведующих секциями, которые были, вообще-то, ни при чём. Помогло сотрудничество отдела кадров и службы безопасности: просто сличили график недостач с графиком рабочих смен, выходных и отпусков…
Не надо думать, что хищения совершают лишь низкооплачиваемые работники. Известны случаи, когда наёмный топ-менеджмент в буквальном смысле разворовывал всю прибыль предприятия. А владельцы всё недоумевали: как же так, работа идёт, а фирма по показателям годами болтается на грани безубыточности?
Предпринимательский паразитизм. Паразит – это организм, селящийся в теле «хозяина» и сосущий его соки. Например, аскарида или солитёр. Из Гражданского кодекса РФ мы знаем, что предпринимательство – это деятельность, осуществляемая «на собственный страх и риск». Предприниматель – паразит – это сотрудник фирмы, имеющий свой гешефт за её счёт, не неся при этом никакого риска. Оправдание: предприятие вроде бы ничего не теряет! Вот два типичных примера.
Бармен приносит спиртное, купленное на соседнем рынке, и наливает его клиентам. То есть, вместо хозяйского товара продаёт свой. Выигрыш – до 50% оборота, а если без кассы – пойди, поймай!
Менеджер по продажам сам у себя закупает партию товара по оптовой цене, а потом «распыляет»: перепродаёт мелкими партиями с розничной наценкой. Разница кладётся в карман. Фирма же продолжает считать, что торгует с крупными клиентами.
Этот способ воровства почти невозможно реализовать в одиночку. Как и в случае с разворовыванием фирмы собственными руководителями, здесь всегда участвует группа лиц, каждое из которых играет свою роль в схеме и имеет свою долю. Предприятие, где завелась такая шайка сотрудников, ждёт участь больного раком: либо медленное умирание, либо оперативное удаление «опухоли».
Почему воруют?
Все мы с детства знаем, что брать чужое – нехорошо. Известна и библейская заповедь «не укради». Но вот странно: человек, которому и в голову не придёт ограбить прохожего, угнать машину или стащить кошелёк, достаточно легко и спокойно «залезает в карман» к собственному работодателю, не испытывая особенных угрызений совести. Лишь бы не поймали! Но это уже – дело находчивости и удачи.
Миф о том, что грабить богатых не только простительно, но и романтично и даже благородно, жив веками и распространён всемирно. В древности этим занимались Робин Гуд, Багдадский вор, Насреддин, Герш Острополер и наш Емельян Пугачёв со товарищи. Сегодня эта же идея преподносится главным мифотворцем постмодерна, - кинематографом. Вспомните итальянский «Блеф», польский «Ва-банк», американских «Друзей Оушена»… да и десятки других.
О воровстве работников предприятий в СССР ходили восторженные легенды. Девиз «Ты здесь – хозяин, а не гость. Тащи с работы каждый гвоздь!» незримо сиял на каждой заводской проходной. Прекрасно помню, как мы с соседским мальчишкой играли красивыми железяками, которые принёс его папа с секретного авиа-завода.
Среди буржуазно-демократических иллюзий начала 90-х прошлого века присутствовала идея, что настоящий хозяин предприятия будет за своим добром следить и воровства не допустит. Всё оказалось не так. «Рачительные хозяева», как ни удивительно, нередко смотрят на воровство своего персонала сквозь пальцы, стараясь его не замечать. Приходится слышать и рассуждения вроде: «они воруют у нас столько, сколько мы им недоплачиваем». Только в последние несколько лет предприниматели стали относиться к хищениям как серьёзной угрозе.
Коммерческий директор одного крупного промышленного холдинга заключил заведомо убыточную для предприятия сделку, получив за это хорошую мзду от контрагента. Узнав об этом, генеральный директор отреагировал неожиданно спокойно: «Да, здесь он наколбасил… Ну ничего, впредь умнее будет». Они и сейчас работают вместе. Не известно, сколько и как ещё «наколбасил» в свой карман «герой» этой истории.
Директор одного сетевого универсама был пойман службой безопасности «с поличным» на крупных хищениях. Через пару месяцев он торжественно возглавил другой универсам.
Сотрудники многих фирм зачастую считают хищения делом не только естественным, но, в общем-то и справедливым: дескать, предприниматели – люди не бедные, а когда от многого берут немножко, то это не кража, а просто делёжка. Кое-кто полагает, что украденное – это действительно заслуженная надбавка к заработку, причём реальный размер зарплаты не имеет значения: в любом случае она маловата будет.
Ещё одно весьма продуктивное удобрение для воровских сорняков на почве частного бизнеса – это известная степень нелегитимности отечественной деловой среды. Большинство фирм если не нарушает напрямую, то так или иначе обходит законодательство, прежде всего налоговое. А сделки с «откатами»? Отсюда идея: им что, можно, а мне – нельзя?
Не помогают и личные отношения, доверие к собственным родственникам и знакомым.
Женщина – владелец небольшого производства жалуется: «У меня работают только близкие люди, которых знаю много лет. Я так доверяла им! И платила всегда честно. Стоит отвернуться – сразу начинают растаскивать сырьё, сбывать товар «налево»… Есть ли совесть у людей?»
Кто виноват, и что делать?
Итак, положение дел с воровством: ему способствуют социальная мифология, древняя и новейшая история, а также ряд реальных обстоятельств повседневной жизни. Ему противостоят: этические нормы, боязнь разоблачения и элементарная человеческая порядочность. Есть, всё-таки, люди, которые не пойдут на воровство ни при каких обстоятельствах…
Всё это, мягко говоря, не внушает оптимизма. Злоупотребления персонала – это неуправляемая стихия, наподобие ураганов и цунами. Но если мы не можем полностью предотвратить явление, то способны хотя бы контролировать его, просчитывать возможные последствия и принимать превентивные меры. Сделать это не так сложно, как кажется.
Объективная диагностика ситуации. В одних компаниях «атмосфера» кажется спокойной и благоприятной. В других время от времени случаются инциденты, вроде бы не составляющих проблемы. В третьих воровство и злоупотребления сотрудников – повседневная реальность, которая либо вызывает тревогу и раздражение, либо старательно «не замечается». В любом случае, начать необходимо с проведения тщательного анализа положения дел, определения текущего ущерба и прогнозирования возможного развития событий. Руководство фирмы должно честно и чётко ответить себе на вопрос: сколько мы теряем и к чему это может привести в дальнейшем?
Учёт и контроль. В процессе диагностики необходимо выявить все возможные «болевые точки» и наладить контроль за движением в этих зонах товарных и материальных ценностей. Не надо создавать для людей лишних соблазнов!
Распределение ответственности. Предотвращение злоупотреблений персонала – системный процесс, захватывающий целый ряд должностных лиц: менеджмент, службу безопасности, HR – департамент. Для каждого из них должна быть определена зона и мера ответственности. Но необходим и единый «хозяин» процесса, отвечающий за всё. Реально им может быть только первое лицо организации: никто иной не обладает достаточной властью и полномочиями. Не даром в большинстве стран президент является и верховным главнокомандующим.
Проактивные действия. Скверно, если каждый инцидент воспринимается как нежданная катастрофа и вызывает панику. Для подобных случаев должны быть заранее отработанные алгоритмы, известные всем задействованным службам и должностным лицам. Для них не вредно иногда и проводить виртуальные «учебные тревоги».
Гласность. Одна из причин злоупотреблений персонала, о которой упоминалось выше, - фигура умолчания. Создаётся ощущение, что воровство совершается с молчаливого согласия руководства. В других случаях сотрудники считают открытые ими каналы обогащения за счёт фирмы своими ноу-хау, полагая, что кроме них никто не догадался. Поэтому первый шаг внутренней PR – мероприятий по предотвращению злоупотреблений – это открытая декларация высшего менеджмента о том, что возможные способы злоупотреблений ему известны и будут решительно пресекаться.
Комфортная атмосфера. Риск злоупотреблений со стороны персонала значительно снижается, если предприятие – хороший работодатель, где людям приятно работать. Всякое бывает, но если сотрудники уважают свою фирму и связывают с ней собственные планы на будущее, они с гораздо меньшей вероятностью пойдут на нарушения сами и закроют глаза на «шалости» других. Налаживание благоприятной социально – психологической атмосферы принесёт гораздо больше пользы, чем нагнетание паранойяльной подозрительности и тотального контроля.
Мы рассмотрели лишь один, наиболее распространённый вид злоупотреблений персонала, - хищения. Есть и другие, не менее интригующие: коммерческий шпионаж, «засланные казачки», сутяжничество. Но это – уже совсем другая история.