В названии резюме принято указывать должность, на которую претендует соискатель. Желаемая позиция – один из самых важных пунктов резюме, на который работодатель обращает внимание в первую очередь, поэтому к формулировке этой графы следует подойти очень ответственно. Необходимо правильно обозначить свой статус. Нередко это вызывает трудности у соискателей, и очень часто возникает путаница понятий, поскольку многие кандидаты в резюме называют себя менеджерами, по сути ими не являясь.Кто может называть себя менеджером?В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, зачастую полученное в дополнение к основному: инженерному, юридическому, экономическому и т. д. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовое звено). Многие кандидаты в резюме называют себя менеджерами, по сути ими не являясь.Менеджерами высшего и среднего уровня можно считать директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей: начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов. Что же касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческих структур, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды: экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям. Таким образом, разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, а также степени детализации выполняемых ими функций. Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие функции: маркетинг, управление кадрами, материально-техническое обеспечение, рекламно-информационное обслуживание и др. В чем же отличие?В западных компаниях менеджером может называться лишь тот, кто действительно осуществляет управленческие функции, а позиция специалиста по продажам часто называется representative – то есть представитель, несмотря на то, что такой сотрудник может вести довольно много клиентов в отличие от его российских коллег. Зачастую случается и так, что при переходе из российской компании в западную люди бывают несколько разочарованы новой трактовкой своей должности. Некоторым удается, правда, договориться, чтобы на визитке был обозначен «менеджер», однако в трудовой книжке, и в штатном расписании, их должность звучит как «представитель». Менеджеры, в отличие от специалистов, руководят группой сотрудников и по результатам работы предоставляют отчеты высшему руководству компании.Точно так же следует различать менеджеров по персоналу и специалистов кадровой службы. В традиционном понимании служба кадров занята исключительно техническими операциями: ведением документации в соответствии с Трудовым кодексом РФ, учетом рабочего времени и движения персонала. Но поскольку кадровики не участвуют в принятии управленческих решений, они не могут влиять на тактику и стратегию работы с людьми. Поэтому в условиях рыночной экономики, где персонал становится мощным фактором, способным ускорить или затормозить развитие фирмы, такой подход оказывается полностью несостоятельным. В этой ситуации все большее внимание уделяется оценке, мотивации и обучению персонала. Происходит расширение внутренней специализации кадровой службы, требующей закрепления отдельных функций за штатными сотрудниками. А главными задачами становятся мотивация квалифицированных специалистов, развитие корпоративной культуры, а также формированиеспособов подбора грамотной команды. И именно такой тип кадровой службы в настоящее время является наиболее перспективным. В организациях, где учредители понимают значение и ответственность хорошей кадровой службы, ее статус достаточно высок, так как ее деятельность непосредственно влияет на эффективность работы предприятия и его дальнейшие перспективы. Во многих организациях руководитель такой кадровой службы, как правило, принадлежит к высшему управленческому составу. А это и есть менеджер по персоналу. Или взять, к примеру, такую популярную должность, как менеджер по работе с клиентами, которая входит в десятку наиболее востребованных позиций. В чем отличие менеджера от специалиста по работе с клиентами? Должностные обязанности вроде бы одинаковые: развитие продаж, эффективное взаимодействие с клиентами и другими подразделениями компании, участие в маркетинговых и рекламных акциях. Разница в том, что менеджеры, в отличие от специалистов, в обязательном порядке руководят группой сотрудников и по результатам работы предоставляют отчеты высшему руководству компании. Для чего используется подмена понятийСмешение таких понятий, как «менеджер» и «специалист», произошлов начале 1990-х, когда стали появляться первые совместные предприятия и частные фирмы.В отличие от западных компаний, в российских организациях существует своя система грейдов и свой вариант штатного расписания. «В нашей стране смешение таких понятий, как „менеджер" и „специалист", произошло в начале 1990-х, когда стали появляться первые совместные предприятия и частные фирмы. – рассуждает управляющий партнер компании MarksMan Инна Суматохина. – Самой распространенной менеджерской позицией того времени, равно как и сейчас, являлась должность менеджера по продажам. Однако, если проанализировать, менеджер1 – это линейный или функциональный руководитель. Поэтому многие сотрудники, занимающие данную должность в российских организациях, являются специалистами2, которые руководят организацией только собственного рабочего процесса. На мой взгляд, такая подмена понятий используется, прежде всего, для придания определенной статусности и значимости позиции в небольших российских компаниях, которым достаточно трудно конкурировать с западными предприятиями». С этим утверждением полностью согласна директор по работе с персоналом кадрового холдинга АНКОР Евгения Толкачева: «Название должности далеко не всегда отражает суть работы. Часто работодатели намеренно делают названия более звучными – в представительских целях. Кажется, что клиенту приятнее беседовать с директором, нежели с начальником отдела». Доходит до курьезов. «Я лично знаю одну фирму, в „департаменте" которой работают два человека – директор и его заместитель, – рассказывает Инна Суматохина. – Еще есть банк, где 39 из 40 присутствующих в одной комнате сотрудников имеют статус вице-президента, по крайней мере, так написано на визитках». Не стоит пытаться повысить профессиональный статус за счет использования «модных» или заимствованных слов.В практике Евгении Толкачевой был забавный случай. Ассистентку отдела управления проектами решили повысить в должности. Ей предложили позицию «специалист отдела управления проектами», однако та настаивала на должности «менеджер проектов». Сотруднице объяснили, это неправильно, поскольку она не руководит людьми и не отвечает за бюджет и сроки, а осуществляет техническую поддержку для менеджеров проектов. Тогда сотрудница попросила записать в трудовой книжке «младший менеджер проекта». Для девушки данный вопрос оказался принципиальным! Читательница «Энциклопедии карьеры» Татьяна Журавлева, напротив, считает, что должность «менеджер» в настоящее время себя дискредитировала, поэтому называться специалистом более престижно, и в качестве примера рассказывает о ситуации, свидетелем которой она оказалась: «Руководитель компании, желая отметить успешного сотрудника, предложил назвать его менеджером (компания хоть и крупная, но штатное расписание кроилось весьма легко и часто), а сотрудник обиделся и всеми правдами и неправдами постарался получить в трудовую книжку запись «специалист». РекомендацииНекорректное указание должности, на которую вы претендуете, может привести к потере времени, проведенного в походах по «ненужным» собеседованиям. Поэтому прежде чем приступить к созданию резюме, следует внимательно изучить вакансии, на которые Вы хотите претендовать, и только после этого приступить к составлению CV. Не стоит пытаться повысить профессиональный статус за счет использования «модных» или заимствованных слов. Решающую роль при принятии решения о приглашении кандидата на собеседование играют, прежде всего, его функциональные обязанности и профессиональные достижения. «Лично я при беседе с кандидатом редко обращаю внимание на позицию. Да и директор директору рознь. Работодателя интересует реальный опыт работы, руководства коллективом, объема бизнеса, уровень ответственности. А сотрудники западных компаний имеют названия должностей еще менее приближенные к реальности, так как их кадровики вынуждены делать перевод с английского языка, и все еще более запутывается, – констатирует Евгения Толкачева. – Читайте внимательнее описание должностных обязанностей и описание выполненных проектов, спрашивайте кандидатов о деталях работы, и вам станет ясно, чего „стоит" соискатель». 1Менеджер – это наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений. 2Специалист – это работник, умственный труд которого:
- отличается профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью;
- требует специального образования.
В России специалисты классифицируются в соответствии с функциями управления и специальной подготовкой: инженеры-технологи, экономисты, бухгалтеры, юристы и т. д.
Глоссарий.ru 11 фераля 2013г.
Менеджер или специалист? Источник: hh.ru
|