Что в резюме главное? Главное — чтобы работодатель за сухими строчками увидел ваше лицо. Как правильно показать себя и подать рекрутеру на блюдечке?
В Интернете можно найти рекомендации по структуре резюме, тому, с чего начинать и чем заканчивать, но сегодня я предлагаю взглянуть на описание своих рабочих достоинств под немного другим углом. Правильные ли формулировки мы используем в резюме, так ли структурируем информацию, эффективно ли ее подаем? Используем ли механизмы делового письма себе во благо или во вред?
В фильме Ди Джи Карузо «Деньги на двоих» есть очень поучительная сцена. На экране телепередача. В ней выступают три аналитика. Каждый старается убедить зрителей, что именно он умеет предсказывать исход футбольных матчей и что именно его прогнозом нужно воспользоваться, чтобы сделать ставки. Согласитесь, по сути очень похоже на конкуренцию за работодателя, поэтому разберемся внимательнее. Попробуйте представить себя в роли зрителей передачи (посмотрите ее здесь) и скажите, прогнозом какого из аналитиков вы бы воспользовались.
Скорее всего, вы выберете третьего аналитика — того, которого играет Мэттью МакКонахи. На моих тренингах участники чаще других выбирают именно его, а когда я спрашиваю почему, приводят два довода:
Третий аналитик сам играл в футбол, значит, лучше разбирается в нем и может точнее предсказывать исход игр.
Он свой, простой, симпатичный, а не «оголтелый псих», как два его конкурента.
Первый довод вполне рационален. Люди основываются на фактах, пытаются действительно оценить качество того, что им предлагают. Зато второй эмоционален. Здесь решение принимается на ощущении, в плоскости «приглянулся — не приглянулся», даже при том, что «простота» и «симпатичность» совсем не гарантируют хороших прогнозов. Наоборот, опыт говорит, что успешные предсказатели как раз чаще выглядят «оголтелыми психами»… Но выбирать МакКонахи это нам не мешает.
Точно так же мыслит рекрутер, читающий резюме. На него действую факты — наш опыт работы, образование, достижения и рекомендации, но не менее важно ему «приглянуться», создать у него ощущение, что кандидат «как раз такой человек, как надо». Стало быть, наша задача при составлении резюме это а) сообщить рекрутеру нужные факты и б) сделать это с нужным лицом, в нужном образе. Обсудим по порядку обе задачи — сначала (а), а затем и (б).
Сообщаем факты
Начнем с фактов. Вот отрывок из одного из присланных в рубрику резюме. Соискатель рассказывает, чем он занимался на последнем месте работы в должности начальника карьера. Что вы скажете как рекрутер? Хочется ли нанять человека?
«Должностные обязанности
Организация и оперативное руководство открытыми горными работами; контроль за соблюдением технологической дисциплины; составление локальных проектов производства; участие в составлении годовых планов развития горных работ; составление отчетов, технологических схем и регламентов производственных процессов; составление и согласование технических заданий на проектирование в государственных органах; обеспечение требований промышленной безопасности; организация производственного контроля; планирование мероприятий по ликвидации последствий аварий; планирование работы карьера в соответствии с проектной документацией, планом развития горных работ; планирование работ по геолого-маркшейдерскому обеспечению участка недр; ведение учетной документации с составлением формы 5ГР; организация работы производственного коллектива и горно-транспортного оборудования; обеспечение выполнения карьером заданий по объему добычи и подготовки сырья; подготовка рабочих мест в соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; обучение рабочих ТБ, проверка знаний; выдача, оформление нарядов на работы; внедрение прогрессивной горной техники и прогрессивных технологий ОГР…»
Не называя имен, я показала этот текст нескольким сотрудникам HR. На мой вопрос «И как?» все они ответили: «Ну… много чего делал человек…» Вряд ли именно такое впечатление хотел произвести на них кандидат. Скорее всего, он хотел бы своим резюме сказать: я умею и работу наладить, и технологии выстроить. Причем об этих своих умениях он в резюме рассказал, но «информация утонула в фактах». Деталей оказалось так много, что за деревьями, как говорится, никто не увидел леса.
Организация производства горных работ и обеспечение технологической дисциплины:
Оперативное управление работами — выдача, оформление нарядов на работы; обеспечение выполнения карьером заданий по объему добычи и подготовки сырья; составление отчетов.
Планирование и внедрение инноваций — разработка плана работы карьера в соответствии с проектной документацией, планом развития горных работ; планирование работ по геолого-маркшейдерскому обеспечению участка недр; составление локальных проектов производства; участие в составлении годовых планов развития горных работ; внедрение прогрессивной горной техники и прогрессивных технологий ОГР.
Регламентирование производственных процессов — составление технологических схем и регламентов; составление и согласование технических заданий на проектирование в государственных органах: ведение учетной документации с составлением формы 5ГР.
Обеспечение безопасности производства — организация производственного контроля; планирование мероприятий по ликвидации последствий аварий; подготовка рабочих мест в соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; обучение рабочих ТБ, проверка знаний…»
Что изменилось? Мы избавили читающего от ощущения «кучи фактов», сделали за него работу по систематизации. Теперь с первого взгляда на резюме понятно, чем по сути занимался соискатель — организовывал производство и обеспечивал технологическую дисциплину. Со второго взгляда ясно, что в рамках этих двух направлений соискатель обеспечивал оперативное управление, планировал и внедрял инновации, регламентировал производство и обеспечивал его безопасность. Ну а третьим взглядом можно изучить детали. Все разложилось по полочкам. Но плюсы метода не только в этом.
Мы еще и расставили акценты. Предполагая, что рекрутерам нужны люди, умеющие организовать производство и обеспечить дисциплину, мы именно это вывели в своем резюме на первый план. Если же ситуация изменится и рекрутеры станут, к примеру, искать людей, знакомых со спецификой открытых горных работ и их геолого-маркшейдерским обеспечением, мы сможем поменять приоритеты:
«Должностные обязанности
Организация открытых горных работ: планирование, оперативное руководство и геолого-маркшейдерское обеспечение производственного процесса:
Составление производственных планов — разработка плана работы карьера в соответствии с проектной документацией, составление локальных проектов производства.
Постановка задач и контроль показателей — выдача, оформление нарядов на работы; обеспечение выполнения карьером заданий по объему добычи и подготовки сырья; составление отчетов.
Обеспечение безопасности производства — организация производственного контроля; планирование мероприятий по ликвидации последствий аварий; подготовка рабочих мест в соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; обучение рабочих ТБ, проверка знаний.
И т. д. — собственно о геолого-маркшейдерских работах…»
Одни и те же факты, таким образом, можно подавать под разными соусами в зависимости от потребностей рынка. Вот еще один пример — человек ищет работу инженера.
«Должностные обязанности
Ведение испытаний над подшипниками с целью:
повышения долговечности и ресурса подшипников качения;
разработки концептуально новых конструкций подшипников, методов их расчета и проектирования;
внедрения новых материалов в конструкции подшипников и подшипниковых опор;
разработки и внедрения новых методов, средств измерений и контроля параметров подшипников, в т. ч. диагностики»
Здесь на первое место вынесен опыт работы с подшипниками — видимо, именно его соискатель считает своим главным козырем. Но если окажется, что подшипники сами по себе рынку не интересны, можно будет вместо них акцентировать умения соискателя.
«Должностные обязанности
Разработка механических конструкций и оптимизация процесса их производства:
создание концептуально новых конструкций, методов расчета и проектирования подшипников качения;
повышение долговечности и ресурса подшипников качения;
внедрения новых материалов в конструкции подшипников и подшипниковых опор;
разработки и внедрения новых методов, средств измерений и контроля параметров подшипников…»
Создаем образ
Хорошо, факты мы сообщили, а что у нас с лицом? Правильный ли образ мы себе создаем? И какой он вообще — правильный?
Конечно, разным работодателям на разные позиции нужны разные люди. Но есть качества, востребованные почти всегда. Например, большинство работодателей предпочитают кандидатов деятельных, активных, инициативных. А какая часть речи ассоциируется у нас с деятельностью, активностью, инициативностью? Конечно же глагол!
Однако посмотрите снова на наши два резюме. В них вообще нет глаголов — одни существительные. Не «создавал», «повышал», «руководил», а «создание», «повышение», «руководство». В результате живой, деятельный человек из резюме исчезает — остается бухгалтерская опись его качеств. Попробуем вернуть этого человека на место.
«Должностные обязанности
Организовывал проведение горных работ, обеспечивал соблюдение технологической дисциплины на производстве:
Отвечал за оперативное управление и отчетность — контролировал выдачу и оформление нарядов на работы; обеспечивал выполнение заданий по объему добычи и подготовки сырья; составлял текущие отчеты для совета директоров…
Планировал и контролировал внедрение инноваций — руководил разработкой планов работы карьера в соответствии с проектной документацией, планировал работы по геолого-маркшейдерскому обеспечению участка недр; контролировал составление локальных проектов производства…»
Чувствуете разницу? Теперь за словами резюме действительно стоит некий персонаж, который что-то делал, предпринимал, чего-то добился. Его можно себе представить, с ним можно заочно познакомиться, почувствовать к нему расположение, уважение, симпатию.
Повлияет ли это на решение рекрутера? Иногда мне возражают, что в случае с инженером, технарем вряд ли. Якобы на инженерной должности человеческие качества не важны, главное умение, навыки и опыт. Не знаю… Конечно, можно терпеть асоциального типа, если он хороший специалист, — но лучше все-таки найти кого-то, с кем можно будет ужиться без проблем.
Ну а если речь идет о людях творческих специальностей, о тех, кому нужно много общаться, образ вообще выходит на первый план. Судите сами. Перед вами еще одно резюме — на этот раз на позицию специалиста по маркетингу.
«Личные качества
Умение работать в команде, лидерские качества, способность к быстрому обучению, инициативность, чувство юмора, эффективные коммуникативные способности и неиссякаемая энергия».
Опять одни существительные — и разве верится, что их написал энергичный лидер-коммуникатор-весельчак? По-моему, не очень. Больше похоже на чиновника-бюрократа… Попробуем заменить существительные более активными глаголами и прилагательными.
«Личные качества
Хорошо работаю в команде. Готов быть лидером, вести за собой. Инициативен, энергичен, обладаю отличным чувством юмора, быстро обучаюсь. Коммуникабелен, охотно общаюсь с людьми…»
Согласитесь, так больше похоже на правду. Теперь образ соответствует фактам, а не противоречит, как раньше. Теперь рекрутер видит в нашем лице энерджайзера — уже хорошо. Но остается еще один важный момент.
Даже от самых энергичных, ярких и творческих обязательно хотят результата! Собственно, за результат им и готовы платить. Но из резюме не всегда видно, что кандидат может этот результат обеспечить. Вот еще один отрывок из резюме.
«Отвечал за продвижение и курирование интернет-проекта. Обеспечивал планирование, ведение и отчетность акций, презентаций продукции и компании. Осуществлял взаимодействие со СМИ, создание информационных поводов, обеспечивал повышение уровня лояльности потребителя…»
Видно, что человек на прошлой работе крутился как волчок — и отвечал, и продвигал, и обеспечивал, — а вот была ли отдача? Удалось ли продвинуть интернет-проект? Повысился ли уровень лояльности? Есть ли на счету действительно яркие информационные поводы?
Обратите внимание, что все глаголы в отрывке несовершенного вида. «Создавал», «повышал», «увеличивал»… Чтобы деятельность кандидата выглядела результативнее, стоит как минимум заменить часть глаголов на совершенные: «создал», «повысил», «увеличил». А как максимум хорошо бы подкрепить заявления конкретными показателями. Повысил на 20%. Увеличил втрое. Вывел на первое место в отрасли…
«Обеспечил вывод на рынок и продвижение интернет-проекта «Молодые звезды России». За полгода добился четырехкратного увеличения аудитории проекта. Провел более 1000 презентаций продуктов компании, в том числе на уровне топ-менеджмента, в России и за рубежом. Добился 40% роста лояльности потребителя к торговым маркам «Цветик» и «Семицветик»…»
Теперь уж кадровик не подумает, что мы суетились попусту. Видно, что результат был — а еще видно, что для самого кандидата этот результат важен, что он не из тех, кто развивает бурную деятельность ради деятельности. Прием прост, но на качество резюме он влияет весьма ощутимо. Попробуйте — убедитесь сами.
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії. Гу́ру (санскр. गुरू,"гідний") — духовний наставник, учитель.
Слово "Гуру" буквально означає «важлива людина», той, чиї слова цінніші за найшанованіші встановлені і загальноприйняті принципи, і він недиктатор, але порадник.
Гідний, поважний чоловік. Учитель. Наставник. Індійська традиція ставить вчителя на вищий щабель поваги серед людей.
Найбільш шановані вчителі вчителів, родоначальників шкіл, традицій.