Любая встреча с работодателем — это полезное испытание. Вы слышите вопросы, тренируетесь на них отвечать, замечаете реакции на свои ответы и можете скорректировать свое поведение в нужном ключе. Но у работодателя нет на интервью никаких развивающих целей в отношении вас, его задача — оценить ваше соответствие определенным стандартам, для принятия решения по вашей кандидатуре. Как узнать, на что обратил внимание работодатель, как принял решение и что вам мешает подать себя более интересно?
Давайте разберем такой случай — вас все внимательно выслушивают, мило общаются, задают вопросы, но не пускают на следующий этап интервью. И вы не понимаете, почему. Все попытки связаться и уточнить ответ наталкиваются на формальные высказывания из разряда «предпочли другого кандидата», «конкурс завершен», «вакансии закрыта»… Что делать?
Дело в том, что трудовое законодательство полностью на стороне кандидата, даже на таком раннем этапе, как интервью. Вам не имеют права отказать по необъективным причинам, таким, как несоответствие деловых качеств или навыков требованиям, особенности поведения, дисциплина, быстрое завершение конкурса и т. д. И специалисты по подбору прекрасно об этом знают. Также, они знают и о том, что вы можете сослужить недобрую службу, вылив свою обиду на сайтах с черными списками работодателей, если вас не устроит или чем-то обидит объяснение причин. Поэтому, никто и никогда вам ничего не скажет о причинах по телефону и в ситуации, когда решение об отказе принято. Но и из этой ситуации есть вполне корректный выход.
Во-первых, поймите, что обратная связь вам важна, как воздух. Особенно, если случаи отказов повторяются, и вам не хватает информации, чтоб сделать выводы. Получив такую, вы сможете скорректировать необходимые места своей презентации и, возможно, даже стратегию поиска работы. Многие боятся узнать правду, либо не считают нужным это делать. Вам нужно оставить в стороне эмоции и четко определить, что какая бы не была позиция отказавшего вам — узнать ее будет полезно, и нужно максимально сосредоточиться на ее открытом восприятии. Не спешите делать выводы, так, как то, что вы получите — не будет являться истиной в последней инстанции. Это лишь мнение об увиденном. От вопроса — что интервьюер увидел, до вопроса — почему принял решение отказать — большое расстояние. Нам, для начала, важно определить именно факты. Бывает так, что кандидат уже, буквально, намыливает веревку после семи отказов, и тут случайно выясняется, что главный смущающий фактор — это то, что он не снимает шапку во время интервью.
Во-вторых, соберите информацию. Если вы, находясь на первом собеседовании, по каким-то признакам чувствуете, что проиграли битву за симпатию работодателя, или просто решили, что уже с самых первых шагов вам важна обратная связь — попробуйте в конце интервью предпринять следующее:
Сделайте комплимент специалисту за его деловые качества, отмеченные вами в процессе интервью. Это может быть профессионализм, четкость, внимание к вам, аккуратность в уточнении деталей, логика построения интервью, созданная конструктивная атмосфера — то, что действительно вас приятно удивило. Вам нужен этот шаг, чтобы расположить к себе и наладить контакт для следующего вопроса.
Сообщите специалисту, что вне зависимости от результатов интервью вам важно его мнение, как специалиста по работе с персоналом, сообщите, что вы только начинаете процесс трудоустройства, и вы будете благодарны за любые рекомендации по улучшению вашего резюме и настройке презентации. Может быть, остались не вполне раскрытыми какие-то вопросы, заданные интервьюером. Заверьте, что вас интересует именно позиция конкретного рекрутера, как эксперта, и вне зависимости от нее, вы принимаете право работодателя на отказ вам, без объяснения причин. Скорее всего, вам пойдут на встречу, и вы поймете, на что вам стоит обратить внимание.
После того, как со сбором общих фактов будет покончено, задайте более проясняющие вопросы, увидел ли специалист в том, что он вам сказал, какие-то противопоказания для участия в конкурсе на данную должность. Но, конечно же, не прямо. Можно уточнить, в духе: «а вот вы упомянули, что я…, насколько это важно для работы в данной должности, ну например, для вашей компании?».
Обратите внимание, что вопросы должны быть заданы именно в такой последовательности. Сначала, на что было обращено внимание, затем, на что это может повлиять.
В-третьих, сделайте выводы, отнеся полученные факты и объяснения, к одной из групп причин:
Несоответствие формальным требованиям.
Несоответствие корпоративной культуре.
Несоответствие деловых качеств задачам и содержанию работы.
Несоответствие личных качеств представлениям о них работодателя.
Выявленный недостаток мотивации и интереса к работе.
Несоответствие притязаний по зарплате возможностям компании.
Накопив несколько фактов и оценив их «локализацию» по группам, вы сможете более достоверно оценить ситуацию и, возможно, принять важные для себя решения.
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії. Гу́ру (санскр. गुरू,"гідний") — духовний наставник, учитель.
Слово "Гуру" буквально означає «важлива людина», той, чиї слова цінніші за найшанованіші встановлені і загальноприйняті принципи, і він недиктатор, але порадник.
Гідний, поважний чоловік. Учитель. Наставник. Індійська традиція ставить вчителя на вищий щабель поваги серед людей.
Найбільш шановані вчителі вчителів, родоначальників шкіл, традицій.