• цель звонка,
• содержание звонка,
• подготовьте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы,
• подготовьте ответы на вопросы, которые могут быть заданы работодателем,
• узнайте должность и Ф.И.О, вашего будущего собеседника,
• приготовьте бумагу и ручку, на случай, если придется что-либо записывать,
• положите перед собой резюме и объявление об интересующей вас вакансии.
По правилам делового этикета, норма телефонного звонка – три минуты. Обычно телефонные переговоры проводятся по такому алгоритму:
1) приветствие,
2) представление (Ф.И.О., интересующая вакансия, образование, квалификация, практика работы по специальности),
3) задать свои заранее подготовленные вопросы по вакансии
4) ответы на вопросы специалиста по подбору персонала
5) продемонстрировать интерес к работе в данной фирме или отказаться от вакансии, если она Вам не подходит.
6) в случае ответа «да» от работодателя – договориться о дате и времени встречи, «нет» позаботиться об информации: возможная работа в ближайшем будущем, работа не по специальности и т.д.
7) выразить благодарность за уделенное время.
Не забывайте про следующие правила телефонного этикета:
• Представьтесь и сообщите цель своего звонка.
• Улыбайтесь. Человек на противоположном конце провода чувствует это по тону вашего голоса.
• Не кричите, даже при плохой слышимости – это не улучшит связь. Четко проговаривайте слова.
• Никогда не перебивайте собеседника на полуслове, дайте закончить мысль.
• Не задавайте несколько вопросов подряд, сделайте паузу, чтобы услышать ответ. Ваши вопросы должны быть четкими и короткими.
• Если вы что-то не поняли или не услышали, то попросите собеседника повторить или уточнить информацию.
• Договариваясь о встрече, не пытайтесь по телефону решить сразу все вопросы.
• Повторите еще раз то, что должен запомнить ваш собеседник (дату встречи, телефон, Ф.И.О. и т.д.)
Если Вам звонит работодатель, который нашёл Ваше резюме на сайте, то уместно спросить о компании, о вакансии, о будущих обязанностях, условиях работы, графике работы и местонахождении работодателя. В этой ситуации можно узнать о будущей зарплате, но на очном собеседовании это не надо спрашивать до того момента, когда Вас уже точно решили взять на работу или этого вопроса со стороны работодателя. Если Вам позвонили, когда Вы заняты, то лучше попросить перезвонить попозже и/или записать их номер телефона и перезвонить самому, когда освободитесь. Но советую отложить беседу по телефону, если Вы находитесь на очном собеседовании в другой компании: не все менеджеры по подбору персонала лояльно к этому отнесутся.
Если Вам интересна предлагаемая вакансия и возник интерес к Вашей кандидатуре у работодателя, то Вы обговариваете удобное для Вас и для собеседника дату и время собеседования и записываете, как туда проехать. Но лучше всё-таки попросить представителя работодателя прислать электронное письмо со схемой проезда и описанием вакансии. Так как лично у меня бывали не единичные случаи, когда кандидат путал метро Новокузнецкая с Кузнецким мостом, вместе с одноимёнными улицами, и т.п. И не забудьте заранее записать номер телефона контактного лица на случай, если письмо рекрутера до Вас не дойдет, а эти случаи не так уж и редки.
Посмотрите информацию об этом работодателе в интернете перед очным собеседованием, зайдите на их сайт, полистайте «Черные списки работодателей», хотя не забывайте, что недобросовестные и обиженные сотрудники могут очернять и хорошие фирмы.